В Африке много чего растет хорошо, поэтому можно рубить сук, на котором сидишь — новый вырастет. В Мозамбике, например, как и много лет назад, браконьеры промышляют слонов. И если ранее о проблеме истребления животных лет двадцать вопрос не поднимался, то сейчас прямо говорят о том, что через 8-10 лет саванных слонов на территории Мозамбика не останется. Если, конечно, не принять решительные меры.
Сидеть и ничего не делать — значит, пенять на себя. Это стало ясно в 2011 году, когда в ходе воздушного наблюдения за огромной территорией заповедника Ньяса было обнаружено 2667 слоновьих трупов.
Антибраконьерские службы Мозамбика государством почти не обеспечиваются, по-привычке живя на подачки иностранных фондов. Рейнджеров не хватает, оборудование у них старое, а ружья — времен Второй мировой войны. По крайней мере, на это они жалуются, стоя под флагом с нарисованным автоматом Калашникова. С другой стороны, их оппоненты, браконьеры, чаще всего работают под крепкой «крышей» бандитских кланов Африканского Рога, поэтому вооружены современным автоматическим оружием и охотничьими снастями. Браконьеры знают, как подобраться к стаду, найти и убить первой старшую самку, а затем в возникшей суете прикончить еще 5-6 животных сразу. Множится число слонов-одиночек и осиротевших слонят, которые, как те две туристки в 2008 году, становятся съестной добычей для мозамбикских львиных стай.
Виноват спрос на бивни, не утихающий там, откуда началась нынешняя китайская колонизация Африки и Мозамбика в частности, — в богатеющей Азии. За последние пять лет объем нелегальной торговли слоновой костью увеличился в два раза. С таким же ускорением продвигается и истребление слонов там, где их толком не охраняют.
По мозамбикским судебным законам, не менявшимся с колониальных времен, браконьерская охота — это административное правонарушение. С нарушителя взимается штраф и его тут же отпускают на свободу.
Отели и гестхаузы Мозамбика и при живых-то слонах заполняются процентов на сорок. Лететь в страну неудобно и дорого. Гражданам Евросоюза нужна виза. В общем, без полноценного сафари (т.е. без слонов и других уязвимых видов), турист поедет на море на Сейшелы, а на зверей смотреть — в Танзанию.